БОУ СМО "ООШ №2"
г. Сокол Вологодской области
  • Полезная информация

    ПРОФИЛАКТИКА

    Рекомендации

    для родителей по профилактике вовлечения подростков в

    деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия

    ЧВК «Редан» молодежное движение (далее – Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла

    22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя   культура   и    атрибутика    банды    «Редан»    из    аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в   социальной   сети   «ВКонтакте»   связан   с   публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.

    Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества          сообществ          и          Телеграм-каналов         ЧВК          «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов                     в          социальных         сетях.          Также          стоит          отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных    субкультур,    которые    «объявили     охоту»     на     сторонников ЧВК «Редан».

    Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание родителей:

    1. Если ваш ребенок изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:
    • носят    преимущественно    черную   одежду   с    изображением    паука и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.
    • большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
    • клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
    • возможно    нанесение     временной     или     постоянной     татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках – кисть, предплечье).
    1. Если ребенок на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
    • выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан»,

    «как круто быть с вами» и т.п.;

    • заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
    • в     публикациях     поддерживает      организацию      массовых      драк и/ или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
    • в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;
    • сообщает    о    своем    противостоянии    с    другими    субкультурами на фоне причастности к «Редан»;
    • подписан    на    тематические    сообщества    «Редан»,    распространяет о них информацию.

    Внимание родителей также должен привлечь факт удаления ребенком из подписок в социальных сетях родителей и других родственников, установления дополнительных ограничений доступа к своему профилю.

    Важно отметить, что к субкультурам, в том числе к деструктивным сообществам,    примыкают     дети,     которых     что-либо     не     устраивает в их жизни, у которых есть свои неудовлетворенные потребности.

    Общение с подобными себе позволяет подросткам выделиться, привлечь к себе внимание. Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является рост авторитета друзей, иногда за счет снижения авторитета родителей.

    Стремление подростков к независимости   может   выражаться   в   приобретении не самых хороших привычек и совершении запретных действий, и как следствие, желании выделиться из общей массы сверстников, продемонстрировать окружающим свою уникальность. Важно эти мотивы и потребности своевременно заметить,      понять      и      предложить      ребенку      альтернативные      способы их удовлетворения, ориентируясь на сохранение его здоровья и благополучия.

    Рекомендации        по         профилактике         вовлечения         подростков в деструктивные субкультуры и противоправные действия:

    1. Для того, чтобы вовремя обнаружить признаки вовлеченности ребенка в      деструктивное       сообщество,       рекомендуется       стать       ему       другом в социальных сетях и проявлять интерес к его активности в сетевом пространстве.
    2. При обнаружении признаков вовлеченности в деструктивное сообщество стоит узнать мнение ребенка о происходящем. Будьте внимательным к его словам, проявите уважение и терпение к его размышлениям и выбору.
    3. Объясните,       какой        опасности       себя        подвергает        ребенок в этот момент. Необходимо акцентировать внимание подростка на правовых аспектах антиобщественного поведения. Важно оценить реалистичность представлений ребенка о происходящем, а затем выстроить честный диалог о предусмотренной ответственности и рисков для здоровья.
    4. Поговорите с ребенком доверительно, выразите понимание, поделитесь своими     переживаниями      в      его      возрасте.      Договоритесь      с      ребенком о том, что если он примет решение об участие в сборах данного Движения, то предупредит вас об этом и передаст контактные номера людей, с которыми пойдет на встречу.
    5. Примите меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечьте совместный с ним досуг в течение нескольких дней.
    6. Рекомендуется провести проверку на наличие у ребенка любых видов оружия, колющих и режущих предметов, взрывоопасных веществ; усилить меры безопасности по отношению к подобным предметам.
    1. Обратитесь за помощью к психологу или воспользуйтесь телефоном доверия для детей, подростков, их родителей.

    Всероссийский Детский телефон доверия

    8-800-2000- 122

    Горячая линия «Ребенок в опасности»

    Следственного комитета Российской Федерации

    8-800-200-19-10

    ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

    http://www.fcprc.

    ru/

    Горячая линия «Дети Онлайн»

    8-800- 250-00-15

    Горячая линия психологической поддержки

    ФГБОУ «Московский государственный психолого- педагогический университет»

    8-800-600-31-14

    8-495-624-60-01

    1. Основные превентивные меры: постарайтесь не пропустить признаки наличия у ребенка конфликтов с социальной средой и внутриличностных конфликтов, уделите особое внимание периодам возрастных кризисов (12-13 лет, 15 лет, 17 лет). Способствуйте разрешению данных конфликтов и формированию доверия в отношениях «ребенок-взрослый», не стремитесь к ужесточению требований и наказаний. Если чувствуете сложности в выстраивании взаимодействия с ребенком, обратитесь к помощи психологов и педагогов.

    Нередкими являются случаи задержания правоохранительными органами участников Движения при организации массовых драк и «сходок».

    Что делать, если   ваш   ребенок   не   вернулся   домой   и   не   отвечает на звонки и сообщения на мобильный телефон?

    1. В      первую      очередь,       сохраняйте       спокойствие.       Помните, что действия на эмоциях могут привести к принятию решений, о которых можно в дальнейшем сожалеть.
    2. Позвоните друзьям, с которым может находиться Ваш ребенок. Возможно,   у    него    просто    сел    аккумулятор    на    мобильном    телефоне, и он не может ответить на звонок.
    3. Если       после       диалога       с       друзьями        Вашего        ребенка, его местонахождение определить не удалось, следует обратиться в ближайшее

    отделение полиции. Чем раньше вы обратитесь в полицию, тем быстрее представители правоохранительных органов смогут разыскать ребенка.

    Существует заблуждение, что заявление об исчезновении несовершеннолетних можно подать не   раньше,   чем   пройдет   трое   суток. Такой подход в корне неверен, в ряде случаев – «преступен».

    Сотрудники полиции сделают все возможное для организации поиска ребенка в любое время суток.

    Памятка для родителей «Компьютер в жизни школьника»

    Уважаемые родители!

    Компьютер и интернет на сегодняшний день стали неотъемлемой частью нашей жизни.

    Для того, чтобы сохранить психофизическое здоровье Вашего ребёнка необходимо придерживаться некоторых правил:

    Ваш ребёнок должен быть за компьютером не более 4 часов в день.

    У вашего компьютера должен быть защитный экран.

    Интересуйтесь, какие темы интересуют вашего ребёнка в информационном пространстве.

    Изучите компьютер вдоль и поперёк, узнайте механизмы блокировки некоторых файлов.

    Покупайте ему диски с образовательными программами.

    Просматривайте игры, в которые играет ваш ребёнок.

    Знайте, что зачастую с помощью Интернет молодёжь заманивают в различные секты.

    Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернет, вместе с ребёнком.

    Не отмахивайтесь от его предложений «показать что-то интересное».

    Радуйтесь его успехам, связанным с освоением информационного пространства.

                                                                                                                                       Памятка для родителей

    «Особенности старшего школьного возраста. Жизненные цели старшеклассника»

    Психологические особенности ранней юности:

    1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения;

    2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков;

    3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»;

    4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное;

    5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками.

    Как помочь своему ребёнку в становлении самосознания:

    1. Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим;

    2. Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни;

    3. Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.

    Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии:

    Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

    1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии;

    2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии;

    3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

    4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

    5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами;

    6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

    7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

    8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;

    9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.;

    10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

    Памятка родителям

    по профилактике аддиктивного поведения детей
    Уважаемые папы и мамы! 
    Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!


    1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите от этого получить. 
    2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен. 
    3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 
    4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты. 
    5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 
    6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 
    7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 
    8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 
    9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. 
    10. Дорожите уважение к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас. 

    Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
    1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. 
    2. Помните, что ребенку нужна не только самостоятельность, сколько право на нее. 
    3. Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. 
    4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте ими ребенка. 
    5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем. 
    6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

    Рекомендации родителям выпускников по созданию благоприятных условий для учебной деятельности и подготовки к экзаменам

    Уважаемые родители! Школьники во время экзаменов подвержены стрессу. Задача родителей - помочь ребенку избавиться от страха перед экзаменом, суметь сосредоточиться и вспомнить все то, что он так старательно учил и запоминал.

    Семейная атмосфера является главным фактором успешной социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Вы должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
    • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

    Повышайте уверенность ребёнка в себе. Для этого необходимо:

    • демонстрировать оптимизм;
    • проявлять эмпатию и веру в Вашего ребёнка;
    • принимать индивидуальность ребёнка;
    • опираться на сильные стороны ребёнка;
    • избегать подчёркивание промахов ребёнка;
    • показывать, что Вы удовлетворены ребёнком

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий:

    • Успокойтесь! Ваша тревога передается детям, и их волнение только усиливается.
    • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
    • Контролируйте режим подготовки к экзамену, не допускайте перегрузок, объясните ребенку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
    • Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням.
    • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
    • Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга.

    Влияние семьи на социальную зрелость подростка

     Как помочь подростку приобрести уверенность в себе


    «Если задаться целью помочь детям стать гармоничными, этически и социально полноценными людьми, то недостаточно быть только последовательным в воспитании. В первую очередь требуется понять, что любовь - это самое главное в воспитании ребенка, независимо от того, какой это ребенок» Э.Э. Мильсен.


    Принципы необходимые при общении с ребенком: принятие ребенка, то есть ребенок принимается таким какой он есть; эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблему, принимает его позицию; конгруэнтность (предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека происходящему); безусловная любовь со стороны родителей.
    Семья оказывает огромное влияние на детей; создает атмосферу душевного комфорта, защищенности и уверенности в себе; необходимо научить подростка правильно относится к взрослым, сверстникам и маленьким детям; п  правильно реагировать в нестандартных ситуациях.
    В основе прочных взаимоотношений лежит безусловная любовь, которая характеризуется двумя фундаментальными особенностями: она дается не в зависимости от ценности человека; она дается без каких-либо условий.
    Во взаимоотношениях с подростком важно учитывать следующие положения: подростки – это уже не дети, но еще не взрослые; подростки обычно ведут себя как подростки; многое в поведении подростка для нас может быть неприятно.    
    Основные правила при взаимодействии родителя с подростком:  
    Правила, ограничения, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Но их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими; родительские установки не должны вступать в явные противоречия с потребностями ребенка (потребности в познании, движении, упражнении, общении со сверстниками); правила должны быть согласованы взрослыми между собой; тон, которым сообщено требование и запрет должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным; наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
    Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться встретив на своем пути неудачи; поддерживайте способность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к крайним неудачам, объясняя что для успеха требуется время и терпение; развивайте волевые качества , воспитывайте здоровую продуктивность; будьте терпимы; оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами; помогайте учиться строить его систему ценностей; помогайте ребенку глубже познать себя, развивая в нем уверенность, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, умение общаться с любыми людьми; помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните что его поведение не должно выходить за рамки приличного; уважайте в ребенке индивидуальность, не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения; помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей; помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.

    Памятка для родителей

    «Учимся общаться с ребенком» (младший школьный возраст)

    Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент будущего развития личности.

    Каждый ребенок рождается уже с заданными качествами характера и свойствами поведения. Родителям же необходимо выступить исключительно направляющим и корректирующим механизмом воспитания. Ни в коем случае нельзя переламывать или рушить личностные качества ребенка. Для соблюдения правильной стратегии воспитания ребенка необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

    · говорите ребенку о своей любви;

    · хвалите его за успехи;

    · не ограничивайте ребенка в самостоятельном подборе одежды;

    · не повышайте голос на ребенка, если сорвались – извинитесь;

    · не обманывайте детей, они в любом возрасте подражают вам;

    · играйте и занимайтесь вместе с ребенком регулярно;

    · умейте слышать и слушать;

    · не устраивайте ссоры при детях;

    · не создавайте тепличные условия, не ограничивайте ребенка от внешнего мира;

    · не идеализируйте ребенка;

    · не навязывайте чрезмерную любовь;

    · не используйте чрезмерную грубость, авторитарность; исключите физические наказания;

    · не перекладывайте на других заботы о вашем ребенке;

    · в общении с ребенком всегда должно присутствовать чувство такта;

    · у детей есть собственные материальные запросы, не игнорируйте их, но и не злоупотребляйте;

    · учите ребенка доверять вам, и говорить правду о любых его действиях;

    · если детей в семье двое, не разжигайте между ними ревность и соперничество. Всячески демонстрируйте, что они для Вас равные, и отношение к ним одинаковое;

    · не демонстрируйте ребенку собственные негативные эмоции, связанные с работой или бытом;

    · повышайте уровень самооценки ребенка;

    · следите за тем, чтобы между вами было полное доверие;

    · уважайте в ребенке индивидуальность;

    · научите ребенка правильно распределять и планировать свое время;

    · уважительно относитесь к увлечениям ребенка;

    · привлекайте ребенка в различные формы труда.

    Рекомендации родителям

     «Ребенок, состоящий на внутришкольном/профилактическом учете»

    • Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: бытовые, хорошее питание, полноценный сон, уютное и удобное место для занятий;
    • Слушайте своего ребенка, интересуйтесь его учебной нагрузкой, узнайте, какие школьные предметы вызывают наибольший интерес у ребенка;
    • Делитесь с ребенком знаниями в той области, в которой вы преуспели;
    • Помогите сделать свободное время ребенка более интересным, содержательным, примите личное участие;
    • Создавайте семейные традиции, проводите с пользой и интересом совместное время;
    • Поддерживайте своего ребенка, позвольте ему быть более самостоятельным.

    Важная информация: специалисты утверждают, что физические наказания:

    • Преподают ребенку урок насилия;
    • Нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим;
    • Содержат ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители срывают гнев на ребенке;
    • Учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага», при этом мозг ребенка хранит эту информацию;
    • Вызывают гнев и желание отомстить, которое не реализуется, а вытесняется и проявляется много позже;
    • Разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

    Памятка родителям «Как вести себя с подростком»

    1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: "Ненавижу учебу, одноклассников и т.п....", СПРОСИТЕ: "Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?" НЕ ГОВОРИТЕ: "Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!"

    2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: "Все кажется таким безнадежным...", СКАЖИТЕ: "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь". НЕ ГОВОРИТЕ: "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе".

    3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: "Всем было бы лучше без меня!...", СКАЖИТЕ: "Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит". НЕ ГОВОРИТЕ: "Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом".

    4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: "Вы не понимаете меня!...", СКАЖИТЕ: "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать". НЕ ГОВОРИТЕ: "Кто же может понять молодежь в наши дни?"

    5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: "Я совершил ужасный поступок...", СКАЖИТЕ: "Давай сядем и поговорим об этом". НЕ ГОВОРИТЕ: "Что посеешь, то и пожнешь!"

    6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: "А если у меня не получится?", СКАЖИТЕ: "Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное". НЕ ГОВОРИТЕ: "Если не получится - значит ты недостаточно постарался!".

    Рекомендации родителям одарённого ребенка

    Будьте внимательны к своему ребенку, не игнорируйте его одаренность.

    Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка (даже если они «неудобные»).

    Способствуйте тому, чтобы ребенок задавал вопросы.

    Приучайте ребенка самостоятельно добывать информацию из книг или других источников.

    Не наказывайте ребенка, если он в процессе творчества испортил какую- либо вещь.

    Развивайте способности вашего ребенка во всех сферах.

    Не сравнивайте детей друг с другом.

    Научите ребенка правильно организовывать свое время.

    Слушайте своего ребенка и учите его слышать вас.

    Читайте специальную литературу по одаренности и общайтесь с другими родителями одаренных детей.

    Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

    Родителям нужно стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

    1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.

    2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих

    3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску

    4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.

    5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

    6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

          Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

    - Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.

    - Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.

    - Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

    Адаптация первоклассника в школе

    Советы родителям

    1.  Организуйте уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
    2. Перед началом выполнения домашнего задания (в будущем) выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
    3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
    4.  Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

    - собрать школьные принадлежности;

    - подготовить обувь, одежду.

          5. Рационально организуйте режим дня:

    - уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;

    - отдыхать на свежем воздухе;

    - вовремя ложиться спать.

    - телевизор (компьютер) смотреть не более 1-го часа.

          6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

          7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.”

    Несколько советов

    1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
    2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
    3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
    4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте
    5. немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
    6. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
    7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
    8. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Но помните, что занятия вечерами бесполезны.
    9. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
    10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
    11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
    12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
    13. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу «педтактики» решайте без него.
    14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
    15. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

    Добро пожаловать в школу!

    Рекомендации родителям пятиклассников

    Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как очень важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

    В 5 классе коренным образом меняются условия обучения, вследствие чего возрастает нагрузка на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка. В адаптационный период дети могут стать более замкнутыми, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. Возможное снижение успеваемости в первые недели обучения в 5 классе, также обусловлено особенностями адаптационного периода.

    Как правило, адаптация к средней школе длится первые 2–4 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

    В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Это поможет вашему ребенку более эффективно решать проблемы в школе. Воодушевляйте его на рассказ о школьных делах. Находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе: спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.  Формируйте у ребенка уважительное отношение к педагогам, прививайте любовь к школе. Не допускайте негативные высказывания об учителях и школе в его присутствии. При возникновении конфликтных ситуаций, помогите ребенку осмыслить свою позицию и принять верное решение.

    Пятиклассник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и ему необходимо научиться учитывать эти требования, преодолевать связанные с этим трудности. Поэтому важно, чтобы родители в нужный момент объяснили, с чем связаны эти различия, помогли ребенку справиться с возникающими трудностями.

    Преодоление сложностей адаптационного периода укрепит у ученика чувство взрослости, уверенности в себе. Важно только помочь пятикласснику освоить этот новый для него статус.

    Памятка для родителей

    «Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения»

    Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, в период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.

    Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

    Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

    При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

    Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

    Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

    Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

    Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

    Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала.

    Сложность этого периода заключается не только в изменении условий, связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

    В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников. Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

    Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость к адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

    • возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
    • увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
    • новые требования по оформлению работ;
    • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

    Профориентационный минимум

    Профориентационный минимум

    С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.

    Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    ☝ Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы).

    ❓Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.

    ☝ Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    ☝Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
    ⃣ базовый (не менее 40 часов в учебный год),
    ⃣ основной (не менее 60 часов в учебный год),
    ⃣ продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

    ☝ Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

    ⃣ профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;

    ⃣ урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;

    ⃣ внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);

    ⃣ воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);

    ⃣ дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);

    ⃣ профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

    ⃣ взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

    ☝ Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).

    ✍ Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.

    Цели и задачи Профориентационного минимума

    Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

    Задачи:

      • Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
      • Разработка           научно-обоснованного  одержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
      • Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
      • Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
      • Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
      • Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.

    Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.

    Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

    Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.

    Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:

    • Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
    • Основной уровень (не менее 60 часов);
    • Продвинутый уровень (не менее 80 часов).

    Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»

    Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

    УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

    Используемые материалы:

    1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
    2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
    3. Онлайн-уроки «Шоу профессий»

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Включает:

    1. Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
    2. Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)

    Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Выбор и обучение по программам профессионального обучения.

    Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

    Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

    В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

    ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

    Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.

    Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.

    Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.

    Ссылки на список программ дополнительного образования и профессионального обучения, доступных обучающимся в 2023 и 2024 году в рамках проектов «Первая профессия» и «Профитайм»:

    https://online.copp35.ru/catalogue/

    https://copp35.ru/%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2/

    Яндекс-форма по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/64f856ed90fa7b6531fd3817

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie